Из истории

В 2022 году Долгомостовской школе 75 лет. Это большая дата.

Школа будущего

Это несколько поколений жителей были её учениками. Судьбы учителей, учеников, родителей переплелись.

Сколько интересного можно вспомнить, что связывало их со школой!

История школы и села неотделимы.

Село Долгий Мост стало застраиваться в 1902 году.

В 1910 году открылась первая начальная школа, где было всего три учителя и три класса. Учащихся в трёх классах было около девяноста человек. И пусть всего три класса и три учителя, но это было начало.

В 1917 году открылся 4-ый класс. Школа находилась в здании сгоревшей АТС, а с 1922 года – в здании бывшей поликлиники. История, к сожалению, донесла только фамилии первых учителей — Бурцева О.А. и Данилова.

В 1920 – 21 году население взяло на себя содержание школы, потому что государство не могло снабдить её всем необходимым.

В 1937 году открылась семилетняя школа, где были только 5 – 6 классы.

В 1939 году состоялся первый выпуск из 7 класса в количестве 10 человек.

Когда началась Великая Отечественная война, школа продолжала работать, хотя сократилось количество учащихся, нужно было работать, помогать матерям.

С 1945 года открывается 8ой класс, а с 1947 года школа стала функционировать как средняя.

Читаешь страницы истории школы, смотришь альбомы и удивляешься: многие физические приборы изготовили сами учащиеся, даже в то время они выполняли все лабораторные работы по физике и химии.

В селе было очень много школьных зданий.

И вот в 1948 году начинают строить новую двухэтажную школу, которая верой и правдой отслужила селу 53 года. Учебный год 1949 – 1950 был начат в новом здании, хотя классы не были отштукатурены. При открытии школы в стену было замуровано письмо пионерам и комсомольцам 2000 года.

В 1949 году был первый выпуск из 10 класса, всего 2 человека — Ракустова Лилия Ивановна и Панцеровская Анна Кирсановна. Они обе стали учителями.

Много директоров возглавляли школу, отдавая свои силы, душевную энергию, знания своим ученикам. Первым директором средней школы был Лукашов Василий Григорьевич.

Сторожилы села помнят Падукову Софью Михайловну. Она была Заслуженным учителем, много лет работала завучем.

Конечно, мы помним всех директоров школы (к сожалению, некоторых только фамилию): Антонову, Калинина М.В., Хвата Н.И., Краснова С.С., Мизонова И.А., Баглая, Аранского Л.В., Максимова В.С., Свербута А.П. (при ней начали строить новую кирпичную трёхэтажную школу, в которой работаем до сих пор). А потом работали Федулов А.П., Иванова А.И.. Директорами школы были и её выпускники: Курпас Л.М., Григорьева Л.И., Джикия Е.В.

Много лет отработали в школе завучами Колесникова Л.И. и Иванова А.И.

По их воспоминаниям, ученики первых лет были более степенными, доброжелательными, усердными. Им запомнились Корнеев Т. (медалист) – он закончил Новосибирский институт, затем работал там же в НИИ, Мотова О.П. работала заведующей Абанским РОО, Сидневец Т. закончила КГПИ и осталась там же работать, Чистякова Л. и Заяц В.С. работают в Лесосибирском пединституте, Небылица В. Закончил Московский ВТУЗ и работал ядерщиком, Колесников А.Ю. в 2007 году работал представителем президента на Кузбассе, Кривицкий М.И. Закончил КГПИ, работал учителем и затем председателем колхоза и главой Абанского района.

По подсчётам Колесниковой Лидии Ивановны, тридцать её учеников стали учителями математики, например, Спирина С., Куртасова З., Артюхова К., Брюханова, Закота А.(Махнидралова А.Я.), Штепко Л.(Григорьева Л.И.). Всегда вспоминала Соломахину С.(Горнакова С.Д.), работающую в районной администрации, Новожилову В. – работницу Райсобеса. Вспоминает она и Зябко В., как он всегда искал свой путь в решении. Он много лет отработал в колхозе «Слава труду».

Трудно перечислить всех учеников, по словам наших ветеранов, у них не было плохих учеников, душа была у каждого.

Фотографии, фотографии… Вот Плескач Л., она названа лучшей портнихой школы. А вот Смирнова Г., Сорокина К., Шалыгина Л., Шестерекова В.исполняют танец «Северное сияние». Помнят ли они об этом сейчас?

Шли годы, и вот новые увлечения. Назаретский С.А. организовал струнный оркестр. Он был самым лучшим в районе.

Позже появился инструментально – вокальный ансамбль, которым руководил Пеньковский.

А в 1964 году Калинин Ю.В., сотрудник милиции, создал духовой оркестр.

Там играли Кашета В., Кашета А., Харламов В., Ахмедов А., Тарасов В., Потапов А., Мартыненко А., Пошковский П.

Много сил и энергии было отдано Красновым Сергеем Самойловичем организации смотра художественной самодеятельности, где его первым помощником был Соломатин А.Г. Ими в школе был создан хор, в котором было более ста человек.

А потом каждый год проходили смотры художественной самодеятельности, в которых школа обязательно принимала участие, занимая призовые места.

Школа жила насыщенной, интересной жизнью: в 1961 году на районных лыжных соревнованиях заняла 1 место, участники художественной самодеятельности постоянно занимали в районе 1 и 2 места, а в 1962 году были приглашены в Красноярск для записи концерта на радио и телевидении.

Росло число учеников.

В 1958 году их было 51, а затем в пределах 30 до 1965 года. Самым богатым учениками был 1964 – 65 учебный год. В школе училось 1063 ученика.

Выпускники нашей школы работали пионерскими вожатыми: Лепёшкина В.И., Никитина М.И., Попова Е.А.

По воспоминаниям Ерёмина С.М., тоже выпускника школы, лётчиками стали Мануленко, Леошко С., Окуньков К. – авиаконструктором.

Оленев К. ещё в 5 классе твёрдо решил стать лётчиком и стал им, закончив лётную академию. Летает и Лемешев С., а его одноклассник Годунов С. Стал военным хирургом. Выпускником школы был и Жагорин В.А, много лет возглавлявший объединение «Бирюса лес».

С 1952 года в школе есть участок, теплица появилась позже. Участок был разбит на десятипольный оборот, тогда же ученики доказали, что в Долгом Мосту могут созревать помидоры. Наши юннаты получили несколько дипломов на сельскохозяйственных выставках. В 1964 году школа была утверждена участницей ВДНХ. Учителями биологии работали Радкевич Л.Ф. и Козлова Р.К. В 1972 году лучшие члены производственной бригады были награждены путёвками на озеро Байкал.

В эти годы работал школьный колхоз «Ровесник», председателем которого был Лепёшкин С., а потом Будников П. В колхозе было 55 га земли, 15 голов свиней, корова с телёнком, лошадь. Более 1000 литров молока сдали в столовую.

В 1976 году была построена новая школы, нужно было осваивать новый пришкольный участок. Начала функционировать теплица.

С 1966 года и многие годы в школе работал краеведческий музей, и члены этого кружка ездили на экскурсию в Канск для встречи с бывшими участниками партизанского движения. И в школу приезжали известные люди: узник Бухенвальда, майор Косицын, писатели и поэты.

Патриотическое воспитание и сейчас в школе на высоком уровне. Созданы патриотический клуб «Память» и музей воинской славы.

Разработана программа сетевого взаимодействия гражданско-патриотического воспитания «Воспитание патриота Отечества» на 2015 — 2019 годы. Сетевое взаимодействие установлено с ООШ с Даппы, Комсомольского района, Хабаровского края, которая носит имя нашего знаменитого земляка, Героя Советского Союза Михаила Денисовича Капустина.

14 марта 2013 года школе было присвоено имя нашего выпускника, погибшего в первой Чеченской войне, Помозова Александра. Это событие стало огромным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души наших ребятишек. В связи с этим на стене школы появилась мемориальная доска, создан патриотический клуб «Память», создан музей Воинской славы. На его базе, правда, пока на школьном уровне, проводятся экскурсии, классные часы, митинги, По материалам музея ребята пишут исследовательские работы.

Спорт в нашей школе любят. Дети участвуют в школьных, районных и краевых соревнованиях. Об этом говорят кубки, завоёванные нашими спортсменами. Особенно наши дети любят хоккей, поэтому два года подряд участвуют в краевых соревнованиях.

Фомин В.Д., учитель физической культуры вспоминает,

В 2006 году создан физкультурно – спортивный клуб «Олимп», который значим не только для школы, но и для села. По вечерам в спортивном и атлетическом залах устраиваются настоящие спортивные сражения между учениками, учителями, родителями и просто любителями спорта.

Культивируемые виды спорта: мини-футбол, атлетическая гимнастика, конькобежный спорт, настольный теннис, спортивные танцы, хоккей с шайбой, лёгкая атлетика, лыжные гонки, ринк-бенди, баскетбол, волейбол, лапта.

Проходит время, сменяются столетия, но всегда педагог остается человеком, который обладает безграничной любовью к своему делу, к детям. Именно такие педагоги работают в Долгомостовской школе. Педколлектив работает над эффективной организацией учебного процесса, над развитием творческой и научно – познавательной компетентности обучающихся. На уровне дошкольного, начального и основного образования внедряются ФГОСы; начиная с дошколят, организована работа по реализации программы «Школа 2100», активно внедряются технологии системно – деятельностного подхода.

Педагогический опыт работы в этом направлении учителя школы представляют на разных уровнях в различных формах. Перенос акцентов на компетентностный и системно-деятельностный подходы, мотивация педагогов к применению деятельностных форм образования находит своё выражение в ряде положительных качественных и количественных показателей участия в конкурсах, предметных чемпионатах, Всероссийской Олимпиаде школьников, результатах ЕГЭ.

В школе ведётся большая работа по вовлечению обучающихся в научно- исследовательскую, творческую, проектную и аналитическую деятельность. Созданы благоприятные условия для развития одарённости: реализуется программа «Сопровождение одарённых детей», организована работа факультативов, спортивных секций, проектных групп, творческиех объединений, элективных курсов. Результатом является активное участие в работе краевых интенсивных школ, в муниципальном и региональном турах Всероссийской Олимпиады, в краевой научно- практической конференции «Молодёжь и наука». Увеличилось количество победителей и призёров; происходит повышение уровня мотивации обучающихся по отдельным предметам. Происходит это ещё и потому, что год от года улучшается материально- техническая база школы.

Школа выделяется и активной внеурочной деятельностью и наличием дополнительного образования, что является важным условием целостного образовательного процесса, обеспечивающего личностное развитие ребёнка. Успешно реализуется программа «ИОП учащегося как средство повышения качества образования в сельской школе». В 8, 9 классах обучающиеся работают по ИОМам, в 10, 11 классах ИОПам.

Реализуются программы дополнительного образования.

«Музыкальное общение без границ», «Юный эколог», « Резьба по дереву» достигли очень высоких результатов, в том числе на региональном и федеральном уровнях. Высоких результатов достигают и наши спортсмены. В школе издаётся газета «Мы», работает пресс – центр «Школьный бум». Ребята создают видеоролики, фильмы о школьной жизни.

В школе организовано партнёрское взаимодействие с Абанским межшкольным учебным комбинатом (УПК), Центром детского творчества п. Абан (ЦДТ), Детско – юношеской спортивной школой «Лидер», Краевым дворцом пионеров и школьников, библиотекой СФУ, политехническим и технологичекими колледжами г.Канска, гимназией №1 г Канска, школами Абанского района, ИПК г.Красноярска, ООШ с. Даппы, Комсомольского района, Хабаровского края.

Гордостью школы является хор учителей «Ностальжи». Хор создан в прошлом году, но уже стал победителем зонального этапа конкурса «Творческая встреча 2013» и дипломантом краевого конкурса «Творческая встреча 2013»

Наша школа сильна традициями, самые яркие из них — это межрайонные фестивали: поэтический фестиваль авторского стихотворения «Октябрь уж наступил», на котором являют своё поэтическое мастерство как дети, так и взрослые, и на который к нам приезжает поэт из Красноярска Карпович Д.И.; думаю, станет доброй традицией и межрайонный фестиваль учителей технологии, который проходил в феврале и, конечно же, наш любимый фестиваль педагогических идей «Инновации, Творчество. Мастерство».

Появились в школе добрые традиции, многие из которых живы до сих пор.

Наши выпускники… Кем только они ни стали!

Кем бы ни стали наши выпускники, главное, чтобы они оставались настоящими людьми. Это то самое главное, над чем работает наша школа постоянно!

Уклад школьной жизни

В школе воспитывают и стены, и школьное крыльцо, и, конечно же, порядки, правила  и отношения, установившиеся между учениками, учителями и родителями.

Уклад нашей школы, начинается  именно со школьной калитки, школьного двора,  школьного огорода, спортивной и игровых площадок, на которых многое сделано руками всех: детей, педагогов, родителей. Где дети не только играют в классики, много трудятся, но и  занимаются опытно – экспериментальной деятельностью.

Заходишь в вестибюль нашей школы  и получаешь полное представление о ней: что  осуществляем свою деятельность на законных основаниях, что школе присвоено имя нашего выпускника,  какие события происходят на неделе,  что в школе работает ученическое самоуправление, работают клубы, в этой школе умеют друг друга благодарить, дети любят спорт и туризм  и что в школе много занимаются безопасностью.

В школе есть  место, где мы друг друга поздравляем с днем рождения, организуем  фотозону, рисуем.

В  школе  в соответствии с требованиями ФГОС оборудованы  как игровые комнаты в дошкольных группах,  так и  учебные  кабинеты. Это позволяет создать условия для творческой деятельности каждого ребенка, создает условия для формирования ключевых компетентностей, а также повышает мотивацию к обучению, создаёт возможности социализации и коммуникации детей, их  личностного саморазвития.

Несколько лет назад школьная   библиотека  превратилась  в «культурно – информационный  центр» — это центр, оснащённый  современным оборудованием и благодаря которому второй этаж превратился в «библиотеку для всех».

В оборудованных в библиотечном центре  коворкинг зонах учащиеся имеют возможность заниматься проектной и исследовательской деятельностью, представлять свои результаты, общаться, развиваться  интеллектуально, творчески, приобщаться к культурному наследию района, края и страны. Получают колоссальный опыт коммуникации и социализации.

Рекреация второго этажа хранит историю нашей школы: здесь можно увидеть портретные  галереи выпускников школы, золотой и серебряный фонд школы, ветеранов педагогического труда, здесь же размещены все награды школы и, наверное, самый главный стенд  «Зажги свою звезду», на который помещаем фотографии детей, достигших больших успехов и побед.  Ведь успех – это самый эффективный  способ  мотивации и детей, и взрослых. Здесь же находятся места, где дети могут уединиться, поработать в тишине или под шум фонтанчика.

Каждый  «клочок» школы  представляет собой какую-то зону, даже лестничные площадки,  да и сами лестницы. На лестничных площадках первого и второго этажей определены места — выставки для предъявления  результатов творческой работы учащихся.

Созданы места для предъявления  вокального, танцевального мастерства, ораторского искусства и художественного чтения.

В связи с присвоением школе имени нашего выпускника  на стене школы появилась мемориальная доска, создан патриотический клуб «Память», создан музей Воинской славы. На его базе проводятся экскурсии, классные часы, митинги, патриотические мероприятия, приём  самых достойных в курсанты патриотического клуба.

19 октября  2017г. в школе создан краевой поисковый отряд «Сталкер». Ребята побывали в пяти поисковых экспедициях в Тверскую область Бельский район, откуда привезли  экспонаты не только для школьного музея, но и районного.

Нужно отметить, что много экспонатов для музея дети создают сами, своими руками.

Музей воинской славы расположился  в рекреации третьего этажа.

Патриотическое направление – главное в школе. Именно поэтому  в 2020 году школа становится региональной инновационной площадкой по теме «Виртуальный школьный музей в системе гражданско – патриотического воспитания муниципального района» и научно – внедренческой площадкой  Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева  по теме «Педагогические технологии воспитания гражданственности и патриотизма у школьников». В рамках этих площадок школа участвует в муниципальных и краевых мероприятиях, организует Всероссийские конференции, создаёт сетевое взаимодействие.

В 2020 году музей Воинской славы принял участие во  Всероссийском конкурсе школьных музеев и стал Победителем, награждён дипломом «Лучший школьный музей Памяти Великой Отечественной Войны в Сибирском Федеральном округе» в номинации «Сельский музей»

Созданию уклада школьной жизни способствуют традиционные мероприятия: «С днём рождения, Саша», конкурс патриотической песни «Памяти Александра Помозова», патриотический месячник, который заканчивается Битвой хоров «Пою моё Отечество», День школы: отмечается он 14 марта каждого года, а идея праздника родилась, когда школе было  присвоено имя Александра Помозова. Начинается День школы с торжественной линейки, которая проходит в музее воинской славы.

Праздник посвящён пиршеству духа дизайнеров, интеллектуалов, спортсменов и творческих гениев  школы. Каждый может принять участие в подготовке праздника, реализовать свои самые необычные творческие замыслы и преобразить школу.                           В этот день  проводится отчёт – концерт  всех  пред светлой Памятью Александра Помозова о том, как и чем мы живём, чего достигли, что ещё планируем. В течение дня организован просмотр видеороликов о жизни классных коллективов и дошкольных групп.  Заканчивается праздник спортивными состязаниями старшеклассников на кубок Александра Помозова.                                                                                                                                         Один  из любимых  праздников «Самые, Самые, Самые», на котором 1 июня мы рассказываем селу «Как прожили учебный год? Как будем жить дальше?» Много и других праздников:  Встреча  выпускников,  осенние и новогодние балы,  дни  самоуправления,  Вахта Памяти, поэтический фестиваль «Октябрь уж наступил»,  на котором дети  и взрослые  позволяют проникнуть в их души,  фестиваль семейного творчества,  акции и проекты по линии РДШ… Вот уж где простор и для самовыражения, и для становления взрослости, самостоятельности…

Школа  успешно решает проблему доступности качественного современного образования за счет высокого профессионализма педагогов, применения в образовательном процессе современных образовательных технологий, участия в реализации краевых проектов.

В современных условиях усиливается значимость сельской школы в части формирования у детей самостоятельности, навыков коллективного труда, ответственности за малую Родину. В связи с этим школа активно включилась в реализацию Концепции развития школьного обучения в сельских муниципальных районах Красноярского края. В рамках Концепции школа успешно реализует такие модели  организации образования как: «РВГ во внеурочной деятельности», «Организация работы летнего  спортивно — оздоровительного лагеря «Лидер» по индивидуальным образовательным программам (ИОП)», «Летняя школа «Перспектива»: реализация ИОП в учебной, клубной, производственной деятельности», «Нефронтальные занятия при сохранении классов» и др.

Школа активно включилась в Программу по развитию личностного потенциала благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», в связи с этим создан и реализуется проект «Территория   моих возможностей». Также  школа  включилась в  проект «Персонализированная модель обучения», по итогам его реализации  школа вошла в «ТОП – 300» лучших школ.

Качественно реализуются школьные программы и проекты: «Семья», «Не оступись», «Первые шаги к профессии», «На завалинке: поговорим о главном», «Светофор»(по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма), программа «Противодействие экстремизму и профилактика терроризма в школе» и др.

В школе на достаточно высоком уровне организована клубная работа: патриотический клуб «Память», туристический клуб «Пилигрим», физкультурно-спортивный клуб «Олимп», клуб любителей книги «Книгочей», детско – родительский  клуб «Мы вместе», дискуссионный  клуб  старшеклассников «Я и Ты».

98% детей заняты  дополнительным образованием, а оно – самое разнообразное: «Юный журналист», изостудия «Магия красок» и «Рисуем нетрадиционными техниками», детский хор «ДО-РЕ-МИ», «Студия Театральная», «Робототехника», «Конструирование и моделирование», «Декоративно – прикладное искусство», танцевальный кружок «Звёздный дождь»,  «Поварёнок», «Социальная реклама», спортивные секции и др.

На должном уровне в школе работают коллегиальные органы управления: Управляющий Совет, Родительский комитет, Совет Старшеклассников, а также Совет отцов.  Родители не только  участвуют в мероприятиях,  проводят рейды,  родительские собрания  и круглые столы.  В воспитании очень важна  обратная связь с родителями.

Такой уклад жизни школы соединяет и упорядочивает непосредственно учащихся, педагогов и родителей в их смыслах и ценностях, в отношении друг к другу, в функциях и действиях в рамках коллективных практик, рождая конструкцию коллективного существования в пространстве и времени (это и организация учебного дня, учебной недели, учебного года).

Создание таких условий позволит ученику реализовать свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями. Учитель же сможет развить свои профессиональные и личные качества. Он обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой.

В вестибюле школы на самом видном месте размещены  Почётная грамота Законодательного собрания Красноярского края, Золотая медаль и Диплом лауреатов конкурса «100 лучших школ России».

С 2015 года (и ежегодно это подтверждает) школа включена в реестр « Ведущие образовательные учреждения России».

 

 

Дата обновления страницы: 01.04.2022

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Сентябрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930